ПОМОЧЬ ХРАМУ

ПОМОЧЬ ХРАМУ

 

В храме оказывается духовная и психологи­ческая помощь людям, страдающим от нарко­тической и алкоголь­ной зависимости, их родным и близким, психо­логическая помощь семьям и детям. 

Бесплатный приём психолога каждый вторник с 13:00 до 15:00 - запись в церковной лавке или по тел. 8(843) 238-53-62


10 лет на пути трезвости и трезвения!

Встреча общества трезвости в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Интервью В.А. Юферова к юбилею Казанского епархиального общества «Трезвение» газете  прихода святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

В Казанском храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, также как и в других храмах многих городов, поселков и сел Республики Татарстан регулярно проходят встречи и собрания, посвященные противодействию алкоголизму, наркомании и другим зависимостям. Участники приходского общества «Трезвение» собираются каждую среду. Перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в эти дни служатся молебны, читаются акафисты и возносятся молитвы ко Господу жен, матерей, детей,  других родственников и  близких друзей за освобождение страждущих от  пагубных зависимостей. В этом мероприятии принимают участие и сами зависимые, кто принял решение встать на путь трезвости и трезвения. Силами прихода издается прекрасный журнал «Трезвый взгляд». Работу приходского общества трезвости возглавляет настоятель храма протоиерей Александр Павлов.

Организовало и курирует это направление в Татарстане Казанское епархиальное общество «Трезвение», которое носит имя Всероссийского пастыря - святого праведного Иоанна Кронштадтского. Председателем этого общества, а также руководителем рабочей группы по противодействию наркомании и алкоголизму, и экспертом при Общественной палате Республики Татарстан является Юферов Владислав Аркадьевич. Общество «Трезвение»  работает под непосредственным началом епархиального отдела по противодействию наркомании и алкоголизму, возглавляет который иеромонах Вячеслав (Шапоров), он же является духовником епархиального общества «Трезвение».

В этом году 10 октября Казанскому обществу «Трезвение» исполнилось ровно  10 лет, как было проведено первое собрание, после чего стала активно развиваться трезвенная работа по всей епархии.

Нам удалось побеседовать с Владиславом Юферовым и записать с ним обширное интервью для нашей газеты.

***

Владислав Аркадьевич, вот уже десять лет как существует в Казани общество «Трезвение», руководителем которого Вы являетесь.  Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, как Господь привел Вас на эту стезю и с чего все начиналось?

    

    — В 2010 году я вернулся жить в Казань, откуда в 1973-м, в свои 19 лет, уехал «посмотреть» Сибирь и «засмотрелся» огромным прекрасным краем почти на 40 лет. Жил в Омске, служил в армии в Чите, потом долгое время жил, учился, работал в Иркутске и Ангарске, рядом с жемчужиной России — Байкалом. Прибайкалье — чудесный край с прекрасной природой, простыми и мужественными людьми, которые всегда были за Россию, за Православие, за Христа!

   По возвращению на Волгу, я решил создать в Казани православное общество трезвости. Дело в том, что Казанское общество трезвости существовало до революции именно здесь, а его почетным членом был св. прав. Иоанн Кронштадтский. В итоге, мы фактически возродили дореволюционные православные традиции, успешно работавшие в России под эгидой Русской Православной Церкви. В Казанское общество тогда входили многие правящие архиереи, губернаторы, священнослужители, медики, ученые, все слои населения. Тогда у Общества в огромной Казанской губернии было 60 филиалов: в Казани, Чебоксарах, Звенигово, Буинске, Йошкар-Оле (Царевококшайске), Алатыре, Мариинском Посаде, Вятских Полянах, Агрызе, Козьмодемьянске, Елабуге, Ядрине, во многих других городах и селах, а также были филиалы далеко за пределами Поволжья — в Томске, Красноярске, Чите.

  

   Как начиналось трезвенное направление в Казанской епархии  и что за это время было реализовано?

  Сначала, по благословлению и специальному указу правящего архиерея, мы создали первое приходское общество трезвости. Через год, когда приобрели опыт и нас поддержали на местах, согласно распоряжению и благословлению архиерея мы создали Казанское епархиальное общество «Трезвение». Оно, в свою очередь, стало центром по развитию сети аналогичных православных обществ в Татарстане. Я люблю называть их «островками трезвости» или «искорками трезвения». Сегодня в Татарстане во всех трех епархиях их уже более 20-ти: в Казани, Набережных Челнах, Елабуге, Нижнекамске, Альметьевске, Бугульме, Алексеевском, Пановке, Нырье, Чепчугах. Кроме того, создаются новые общества. Многие из них носят имя св. прав. Иоанна Кронштадтского. Активность, состав, люди в обществах - все разные, но их объединяет главное – вера во Господа, общая молитва, приверженность в своей работе традициям Церкви, наставлениям нашего святого – Иоанна Кронштадтского. И конечно – соработничество с медициной, властями, другими общественными организациями.

  Пандемия внесла свои коррективы в Вашу деятельность? Как Вам удается при сегодняшних условиях во всём мире проводить профилактические мероприятия?

  

   Наша общая работа уже давно сосредоточена непосредственно в обществах трезвости на местах, при храмах, где люди могут собираться небольшими дружными группами, учитывая местные условия и выполняя необходимые санитарные нормы. Сейчас разработано много методик, выпущены и опубликованы десятки интересных фильмов, видео-лекций, выступлений специалистов - священников, психологов, психотерапевтов, наркологов. При необходимости мы созваниваемся по телефону, действуют специальные сайты в интернете (епархиального, обще-церковного, всероссийского уровней), профильные группы в соцсетях, ватсапе. Я не реже двух раз в месяц готовлю и  отправляю всем соратникам от Владивостока до Питера, естественно и в Татарстане, специальные подборки — «информ-блоки» с антинаркотическими и антиалкогольными материалами. Все желающие подключаются к онлайн-конференциям, которые систематически проводят Синодальный отдел Русской Православной Церкви по социальному служению и организации Минздрава РФ. Как правило, нас заранее обо всем предупреждают.

   Соблюдая установленные санитарные нормы, трудами прихожан и настоятеля  храма св. мчц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, протоиерея Александра Павлова, было проведено епархиальное мероприятие —Всероссийский праздник трезвости, который отмечается по всей стране ежегодно 11 сентября.

   В масштабах всего города, на площадке одного из главных парков Казани, как мы проводили ранее, в этом году провести праздник не удалось, по причине ограничительных мер по коронавирусу.

   А 11 октября в храме свт. Варсонофия мы провели мероприятие в честь 10-летия Казанского общества «ТРЕЗВЕНИЕ».

   И конечно, основные трезвенные мероприятия проводятся всегда непосредственно в приходах на местах: в Казани, Набережных Челнах, Елабуге, Альметьевске, Бугульме, Нижнекамске, Русских Казылях и других населенных пунктах Татарстана.

    Особо подчеркну, что трезвенная работа на местах намного важнее столичных мероприятий, поскольку ближе к людям и оперативнее решает запросы и нужды страждущих и их родственников. И в этом огромная заслуга активистов, председателей приходских обществ трезвости, священников, психологов, медиков — всех людей, кто подключается к трезвенной работе.

  Как Вы пришли к Богу и как Вам вера помогла прийти в трезвенное направление работы?

    Крещен я был в детстве, по рассказам родственников в трехлетнем возрасте. Раньше я ходил в храмы только на Пасху, на Крещение за святой водичкой, на другие большие праздники, а воцерковляться начал после 2000 года.

Хочу рассказать, как мне помогала на пути к Богу Божия Матерь через  Казанскую икону.       В 2009 году отец подарил мне очень старинную родовую Казанскую икону Божией Матери. Впервые я запомнил эту икону у бабушки Татьяны Юферовой-Лебедевой, когда мне было лет 10 лет. Бабушка до революции закончила Казанское женское училище духовного ведомства и Казанские высшие женские курсы, была очень образованной и воцерковленной. Она из рода Галкиных, один из них, по рассказам бабушки в детстве, был Симбирским губернатором. Вообще, Юферовы, Лебедевы, Галкины были когда-то дворянами Казанской губернии. Это не мода на некую родовую принадлежность (это ничего не дает, каждый сам идет по жизни), просто узнал об этом и всё. Среди них были купцы, священнослужители, пароходчики, судостроители, военные. Семьи были многодетные. По одной из линий был генерал Юферов, командир 15 дивизии, который пал смертью храбрых в 1854 году в Крыму на Малаховом кургане во время Русско-турецкой войны. Он поднял оставшихся в живых русских солдат и пошел с саблей в рукопашную на врага. Этот эпизод французы отразили на одной из своих картин баталий под Севастополем, сейчас там есть переулок Юферова. Один из двоюродных братьев моего отца служил в звании полковника с Жуковым и принимал с ним участие в аресте Берии. А мой дядя Слава Юферов, в честь которого меня назвали, пал смертью храбрых под Сталинградом на Мамаевом кургане. Он оставался последним в живых в батарее, отстреливался до последнего снаряда и вызвал огонь на себя, когда батарею окружили фашисты. Представители рода Юферовых жили по всей России: в Казани, Москве, Петрограде, Нижнем Новгороде, Вятке (Киров), Симбирске, Уфе, Златоусте, Омске и других городах. Многие истории из нашего рода мне рассказал отец, который прожил почти 91 год, мне удалось быть с ним последние три дня его жизни в Омске и проводить в последний путь… как чувствовал, взял краткосрочный отпуск и поехал осенью 2017 года его проведать в последний раз...

   …В далеком 1964 году, когда бабушка молилась перед Казанской иконой, я ей тогда сказал: «Бабушка! Зачем ты молишься? В школе нам говорят, что Бога нет». Она ничего не доказывала, а просто ответила: «Внучек! Вырастешь — Бог тебе Сам скажет, есть Он или нет!» И добавила, что эта икона изменит мою жизнь. И вот внучек, в 50 лет начал ходить в храм и воцерковляться. Это произошло в далеком АнгарскеПричем, ходить в церковь постоянно я начал после того, как попал в серьезную аварию по дороге в  сибирский Тулун, у нас там был филиал, а я тогда работал исполнительным директором одного из предприятий в Ангарске. Вылетели при спуске с холма на машине, как потом замерили, 18 метров кувыркались в кювет, три боковых переворота, крыша всмятку, на мне ни одной царапины. Я был без сознания. Успел только произнести, когда машина пошла на переворот: «Господи, спаси нас!». И я и водитель остались живы, без единой царапины. На следующее утро сразу пошел в церковь. Через неделю первый раз исповедался и причастился. В храмы до этого ходил, но очень редко. Крестить бабушка возила меня в какой-то монастырь в Казани, ро рассказам, когда мне было годика три. Как начал ходить в церковь, сразу вспомнил ту Казанскую икону Божией Матери, которую видел в детстве у бабушки, она постоянно была у меня перед глазами! Думал, что икона утеряна. Оказалось, что она сохранилась. И позже мне ее передал отец. После этого, как я обрел икону, у меня внутри все изменилось, будто Богородица меня позвала в Казань, и я, оставив все в Ангарске (а было немало), как говорится, с чемоданчиком, практически без денег, приехал в Казань, где в 56 лет начал новую жизнь «с нуля». По молитвам Богородице перед этой иконой очень многое вершится в моей жизни с тех пор. И более осознанно на путь трезвости я встал именно после обретения этой иконы, а потом начал помогать другим. Мне кажется, что эта икона не простая, кто прикладывался к ней и молился — многие вставали на путь трезвости. Что интересно, когда смотришь с разных ракурсов на икону, Богородица всегда смотрит на тебя и в Ее взоре всегда радостная, добрая и любящая улыбка!

    Анализируешь свою жизнь, и убеждаешься, что Господь ведет нас всегда и везде! Его Промысл нам неведом, он чуден, в нем неиссякаемая любовь и вечная жизнь. Надо в это верить, идти к этому всегда, и тогда Господь начинает приоткрывать глубину Своих творений

   Какие методы борьбы с вредными привычками, с Божией помощью, применяет общество «Трезвение»?

— Забота о духовном и физическом здоровье — важная составляющая жизни каждого человека. Но, современный мир ставит на пути к нему все больше препятствий в виде разнообразных зависимостей, разрушающих человека, начиная с алкоголя и наркотиков, заканчивая игроманией. Психотерапевты называют сегодня порядка 400 видов зависимостей, многие из которых — прямое порождение греха.

 Основными задачами православных обществ трезвости являются: противодействие пьянству, наркомании, табакокурению, игромании, сквернословию, утверждение трезвого образа жизни, возрождение духовно-нравственных традиций трезвения, оказание информационной и практической помощи всем страждущим, зависимым и их семьям через духовные психо-терапевтические программы. Пагубные зависимости имеют био-психо-социо-духовную основу, согласно которой надо работать всем: и врачам, и психологам, и властям, и, конечно, представителям религиозных организаций, которые смогут помочь человеку найти главный корень его бед — оскудение духовности. Последняя составляющая не может решаться только человеком (опытным врачом, ученым, психологом, специалистом в погонах) — здесь главным целителем является Господь Бог!

    Мы стремимся не только к телесной трезвости, а к такому трезвению, при котором человек идет дальше — встает на путь трезвения духовного — к вечности, к Богу. Поэтому наши программы основаны на вере в Божью помощь.  При этом мы сотрудничаем с медициной, наркоконтролем, властями и общественными организациями — только вместе мы сможем противостоять греховным порокам общества. Мы контактируем с православными обществами трезвости от Владивостока до Калининграда, с организациями Минздрава, МВД, Минобразования, Минмолодежи, ФСИН, Минобороны, с органами власти, а также со многими общественными организациями. Наш опыт был востребован и я с Божией помощью принимал посильное участие в создании трезвенного движения в Омской, Иркутской, Алатырской, Львовской и других епархиях.

Наше направление поддерживает митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, многие священники в митрополии принимают непосредственное участие в работе по противодействию наркомании и алкоголизму.

Есть мнение, что корни пагубных зависимостей идут из семьи и ненадлежащего воспитания. Всегда ли это так?

  

   Семья является главным стержнем духовно-нравственного воспитания. Об этом говорится во всех мировых религиях, об этом подчеркивается во многих методических разработках наркологов, психотерапевтов, психологов, педагогов.

   Я специально написал два коротких стихотворения «Лень» и «Лень выросла», где рассказал об одной из негативной составляющей —лени, которая, если ее не пресекать, может привести к пагубным последствиям.

Стихотворение опубликовано на сайте храма свт. Варсонофия и в соцсетях, я его рассылал многим соратникам от Владивостока до Питера.

Публикация называется «В помощь родителям».

Вступление начинается несколько жестко, но правдиво: «К сожалению, бывает и так, когда воспитание превращают в увлекательную лепку идолов и куколок для родительских игр…Лень - один из проводников пагубных страстей. Если ее культивировать в детском возрасте— вместо трудолюбия, любви, уважения к старшим всегда будет преобладать эгоизм, инфантильность, наглость и тяга к наслаждению любыми способами».

 Приведу вторую часть публикации:

Лень выросла, ей стало скучно.

Давай искать другую лень,

И попадает очень кучно

Она в бесовскую мишень.

А там лафа и очень круто!

Там кайф, балдеж, модняк шиз-арт.

Мозги вразнос, без водки мутно,

Бесятам дан повсюду старт!

Все хорошо и все прекрасно,

Не надо опыта просить.

А жизнь, учеба? – все напрасно,

Мы будем сами вас учить!

Мы круче всех, мы все умеем!

Вы – ерунда, мы – о-го-го!

Мы все по жизни разумеем,

А вы не знали ничего!

Растили  лень – извольте, получите:

Раззяв, лентяев, неумех.

Вам говорили? – как хотите,

В итоге воспитали грех…

…Как правило, греховная зависимость от лени может породить еще более опасную зависимость -  пьянство и наркоманию.

Некоторые прихожане и участники трезвенного движения дают обеты  трезвости, насколько Вы считаете это приемлемым?

Обет — это обещание человека и призыв помощи Божией, когда человек осознанно встает на путь трезвения.

Принятию обета предшествует работа в обществах трезвости: беседа со священником, регулярное посещение собраний, ознакомление с соответствующей информацией, методиками, взаимодействие и взаимопомощь с соратниками, прихожанами, зависимыми и созависимыми людьми, обмен опытом. После определенного этапа «созревания» и готовности священник, духовник общества благословляет человека на принятие обета трезвости.

Соответствующий церковный чин совершается после особого молебна, перед Крестом и Евангелием, иконой или мощами святых. Обет не является Таинством. Но когда ты произносишь слова обетной молитвы, да еще и перед многими свидетелями, прихожанами, священниками, это поддерживает психологически и духовно.

Иногда такой обет дают люди непьющие, для чего они это делают? Ведь для них выпить в праздник немного хорошего вина для здоровья не является чем-то страшным?

— Часто дают обет трезвости люди непьющие. Один из вдохновителей трезвенного движения в России конца XIХ века С.А.Рачинский считал, что обет, данный человеком непьющим, имеет огромную нравственную силу. «Пьяница дает его вынужденно, — объясняет протоиерей Илия Шугаев. — А он — по любви к немощному. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости». Говоря об этом, всегда вспоминают слова апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим.14:21).

  Очень часто обет приносят жены, матери алкоголиков, призывая помощь Божию в излечении близких людей. Случается, что супруги дают обет трезвости вместе — в этом огромная сила. В доме, где живет человек, давший обет, не выставляют вино на праздничный стол, не держат спиртного, стараются избавляться от питейной посуды — чтобы не было лишнего соблазна.

   Бывают и такие высказывания: мол, обет трезвости — не мирское это дело, а сугубо монашеское. Но это не так, поскольку есть библейская традиция — давать обеты пред Господом. Большинство сомнений по обетам трезвости объясняется незнанием истории, утратой традиции и тем, что люди просто не разобрались в сущности вопроса. Никаких богословских оснований отвергать обет не существует. Я сам несколько лет до принятия обета трезвости не употреблял спиртного, и не скрываю, что тоже сомневался в необходимости принятия обета. В моем случае церковный чин совершал председатель Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» о. Игорь Бачинин в сослужении семерых священников. После этого я будто приобрел крылья, появились новые силы, возможности, словно Кто-то свыше стал помогать идти по жизни.

  С 2010 года, когда появилось первое православное общество трезвости в Татарстане, уже более двух тысяч людей дали обеты трезвости. Многие из них стали активистами трезвенного движения и помогают продвигать идеи трезвости и трезвения дома, на работе, в храмах, среди родственников, друзей, показывая своим примером, что жить трезво – это здорово!  Всегда радуюсь за людей и молюсь за всех! Были крайне редкие случаи, что и нарушали. Но, человек оступившийся, знал путь спасения: снова шел в Церковь, к священнику, у кого принимал обет трезвости, каялся, нес послушание, разбирался в причинах срыва, устранял пагубные препятствия и вновь вставал на путь трезвости. Скольких знаю — еще тверже и осознаннее ведут новый образ жизни.

Значит очень важно, когда близкие люди молятся о своем родственнике,  попавшем в рабство таких страшных грехов как пьянство, наркомания и другие -  стараются ему помочь?

  Принять то, что есть, как испытание, попущенное Богом вам и вашему родственнику. Вы должны принять на себя следующую формулировку и роль — «созависимый». То есть, ваш родственник — «зависимый», вы — «созависимый». Но есть и третий, невидимый — я называю его «разрушитель» — это хищник, страсть, это — сама проблема. И этот третий будет очень долго «крутить» ваш треугольник, пока вы и ваш родственник вместе не сможете остановить и выбросить его из своей жизни.

  Приемов много, но главный — когда Сам Господь, по вашим трудам и молитвам отведёт страсть от вас и вашего родственника. Каждой страстью управляет определенный бес, направляемый дьяволом. Именно поэтому наша главная молитва ко Господу «Отче наш» заканчивается словами «...избави нас от лукавого». Нужно помогать зависимому всеми доступными средствами. О них вы сможете узнать у профессиональных медиков и в православных обществах трезвости. 

   Еще важно понимать, что созависимому тоже нужна помощь, поскольку он страдает и изнашивается в этом треугольнике порою сильнее зависимого. Тот укололся или выпил, и все — он спокоен. Он отдал себя в руки бесов и «отдыхает». А созависимый за него решает все вопросы: как найти пропитание, одеть, обуть, что делать и как вообще дальше жить. Каждый, кто попал в лапы бесов, «подсел» на иглу или на стакан, выполняет волю дьявола и тащит за собой в ад еще несколько человек. Задача созависимого — выстоять и через любовь спасти зависимого. Многие, очень многие созависимые принимают обеты для спасения своих родных и близких. Проходит время, и через них с помощью Божией сами зависимые прекращают пить и начинают трезвую жизнь.

Специально для соратников, зависимых и созависимых на сайте храма свт. Варсонофия по благословлению  духовника епархиального общества «Трезвение» иеромонаха Вячеслава (Шапорова) я разместил публикацию « В помощь по противодействию пагубным зависимостям и страстям на основе православного подхода», где привел схему, в которой отражается взаимодействие человека с трансцендентным духовным миром. Прилагаемую схему поддержал доктор медицинских наук, доктор богословия, профессор, заслуженный врач Российской Федерации, руководитель Международного института резервных возможностей человека, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член коллегии Синодального отдела церковной благотворительности и социального служения Русской Правосславной Церкви, известный практикующий специалист в области наркологии и психотерапии, протоиерей Григорий Григорьев. Там четко сказано, что Главный Целитель от всех страстей – Господь Бог. Основными механизмами призыва Его в помощь и нашего спасения являются: молитва, пост (обет трезвости, зарок трезвости –  тоже составляющая поста), и, конечно же, главное -  исповедь и причастие.  Господу Богу возможно все! Безусловно, необходимо использовать и другие инструменты: наркологию, психотерапию, фармакологию, специальные образовательные и медицинские программы, законодательные направления и др.

   В завершении нашей беседы, чтобы Вы хотели пожелать всем православным христианам по случаю десятилетия вашего общества?

Желаю всем доброго здравия! Мира, благоденствия, терпения, бодрости духа! Трезвости и трезвения! ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА!

      Мы также от всей  души поздравляем Вас и всех, кто принимает участие в деятельности  Казанского епархиального общества «Трезвения» с этой юбидейной  датой!  Желаем, с Божией помощью,  новых  успехов в этом благородном общем деле!

Беседовала Елена Масленникова

Источник: https://ruskline.ru/analitika/2020/11/04/_let_na_puti_trezvosti_i_trezveniya

 ДПЦ  

Школа церковного пения

приглашает все желающих любого возраста. Занятия проводятся бесплатно. Тел. для записи: 238-53-62.