ПОМОЧЬ ХРАМУ

ПОМОЧЬ ХРАМУ

 

В храме оказывается духовная и психологи­ческая помощь людям, страдающим от нарко­тической и алкоголь­ной зависимости, их родным и близким, психо­логическая помощь семьям и детям. 

Бесплатный приём психолога каждый вторник с 13:00 до 15:00 - запись в церковной лавке или по тел. 8(843) 238-53-62


К 130 – летию  КАЗАНСКОГО ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ

«Не прикасайся к помазанным Моим»

Священник Владимир Иванович Веселицкий (1862 - 1919) и Богородский отдел «Казанского Общества Трезвости»

 

Среди участников дореволюционного трезвеннического движения в Казани и Казанской губернии мы находим целую плеяду выдающихся личностей - общественных деятелей, политиков, учёных, священников, чьи труды на ниве социального, просветительного, научного и духовного служения обрели в последнее время широкую известность. Однако есть ещё и немало тех, чьи имена и поступки несправедливо продолжают оставаться под спудом исторического забвения.

23 июня 1883 г. В.И.Веселицкий окончил курс Казанской духовной семинарии (КДС) по второму разряду. 2 февраля 1884 г. он был определён на должность надзирателя (смотрителя) в Казанское духовное училище. По прошествии немногим более полугода - 7 октября 1884 г. - Владимир Иванович был рукоположен во священника в село Тюлячи Лаишевского уезда.(3)

При этом большая часть жизни о. В.И.Веселицкого прошла в приходе села Богородское Кулаевской волости Казанского уезда (располагавшегося в пятнадцати верстах от Казани около речки Нокса), где с 1870 г. служил священником его отец. Одной из основных забот о. И.И.Веселицкого было возведение здесь на средства прихожан новой церкви, история строительства которой была подробно рассмотрена в дипломном сочинении выпускника КДС 2009 г. Я.И.Петрущенкова «История прихода в с. Богородское (конец XVI - начало XX веков)».(4)

«В 1870 году, - писал о. В.И.Веселицкий о своём отце, - был определён в с[ело] Богородское священник Иван Иванович Веселицкий. Он прожил в этом селе почти 15 лет и 1 июня 1885 года в 4 часа утра помер от чахотки. Его старанием было приступлено в с[еле] Богородском к постройке нового каменного храма. Жаль только, что Господь не судил ему видеть окончание этого начатого им дела...».(5)

После смерти отца, Владимир Иванович, согласно прошению, 14 июня 1885 г. был перемещён в Богородский приход, где активно продолжил начатое им дело. К 1888 г. работы по возведению храма были завершены. 29 июня 1888 г. архиепископ Казанский и Свияжский Павел (П.В.Лебедев) освятил в нём престол Во имя Успения Божией Матери.(6) Историю Богородского прихода и строительства новой Успенской церкви о. В.И.Веселицкий изложил в статьях «Историческое описание церкви села Богородского, Казанского уезда» и «О построении каменного храма в селе Богородском, Казанского уезда», опубликованных в 1888 г. в издававшемся при Казанской духовной академии журнале «Известия по Казанской Епархии».(7)

В день освящения храма - 29 июня 1888 г. - о. В.И.Веселицкий был награждён «за ревностную службу» набедренником.  В следующем 1889 г. «за ревностную заботливость по постройке в селе Богородском каменного храма» ему было преподано благословение Святейшего Правительствующего Синода (СПС) «с выдачею грамоты».(8) Синодального благословения и грамот удостоились также члены местного «строительного комитета».(9)

В первое время в Богородский приход, помимо селаБогородское, входили ещё три деревни -Гильдеево, Куюки и Чернопенье, в которых также проживало русское население. По состоянию на 1893 г., всего в Богородском приходе было 458 дворов (в том числе, 101 - в селе Богородское), где проживало 2866 человек (из них в селе Богородское - 648 человек).(10) После выделения самостоятельного Куюковского прихода, в Богородском остались село Богородское, деревни Гильдеево и Чернопенье. По состоянию на 1905 г., всего в Богородском приходе имелось 332 двора (в том числе, 121 - в селе Богородское), где проживало 2213 человек (из них в селе Богородское - 847 человек).(11)    

С октября по июнь 1884 г. о. В.И.Веселицкий являлся законоучителем в Тюлячинском земском училище, с 1885 по 1898 гг. - в Куюковском земском училище,(12)  с того же 1885 г. - также в Богородском земском училище (открытом стараниями его отца),(13) а с 1894 г. - и в Гильдеевском земском училище. 13 декабря 1890 г., «как усердному законоучителю в школах», ему была выражена «благодарность Епархиального Начальства».(14)  

Кроме этого, о. В.И.Веселицкий являлся председателем действовавшего с 1868 г. Богородского церковно-приходского попечительства, активно боровшегося с распространением различных социальных пороков (в первую очередь, нищенства).(15)

Весьма примечательным фактом биографии о. В.И.Веселицкого является то, что при нём в речке Куюковке близ деревни Куюки, входившей в Богородский приход и располагавшейся от села Богородское всего в трёх верстах, 12 июня 1897 г. четырнадцатилетним крестьянским мальчиком А.И.Трофимовым был обретён небольшой чудотворный медный образ святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Молва о «Куюковской» иконе быстро разнеслась не только по окрестным сёлам, но и далеко за пределами Казанского уезда и одноимённой губернии, на поклонение ей начали стекаться многочисленные паломники.

«При этом же, - как писал впоследствии сам о. В.И.Веселицкий, - стали распространяться в народе разные сказания как о самом обретении образа, так и о чудесах, бывших от него. А так как каждому богомольцу желательно было иметь письменное изложение этих сказаний, то и появились разные писания куюковских грамотников, излагающие всё это».(17) В этих писаниях, «никем не проверяемых, могли встречаться, и действительно встречались, многие неправильности и неточности», в связи с чем архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (А.Д.Брянцев) (1839 - 1914) сделал распоряжение в отношении о. В.И.Веселицкого  составить полное и правдивое описание как обстоятельств обретения образа, так и бывших от него чудес.

По тщательном рассмотрении фактов и «по строгой проверке всех сказаний, распространяемых в народе, пользуясь для сего делом комиссии, рассматривавшей 2 августа 1897 года обстоятельства обретения образа и чудеса от него», о. В.И.Веселицкий изложил своё заключение в написанной 19 октября 1898 г. статье «Образ святителя и чудотворца Николая в деревне Куюках, Казанского уезда, его обретение и чудеса», которая была опубликована в № 22 за 15 ноября 1898 г. «Известий по Казанской Епархии».(18) 

    

Статьи и проповеди о. В.И.Веселицкого «казанского периода» публиковались в журналах «Известия по Казанской Епархии», «Деятель» и других изданиях. Ему же, судя по стилю написания, принадлежит и авторство многих отчётов Богородского отдела КОТ.

Среди таковых, помимо упомянутых, необходимо указать на следующие статьи: «Можно ли пить водку?» (1901 г.), «О школе для крестьян» (1902 г.), «Господи, во свете лица Твоего пойдём и о имени Твоём возрадуемся» (1903 г.), «Слово к пьющим о водке» (1903 г.), «Не прикасайся к помазанным Моим (Псал. 104, 15)» (1905 г.),(24) «Слово к русской молодёжи» (1905 г.), «Современное движение» (1905 г.), «Ересь ли трезвость?» (1905 г.), «О крестьянском пьянстве» (1905 г.).(25)

8 сентября 1889 г., по предложению члена-основателя и члена Совета «Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете» профессора ИКУ Н.В.Сорокина, о. В.И.Веселицкий был избран его членом-сотрудником.(26)   

Часто сталкиваясь в своём приходе с безобразными проявлениями пьянства, которые самым пагубным образом сказывались на нравственном и физическом состоянии русского народа, о. В.И.Веселицкий объявил ему беспощадную войну.     

30 июля 1892 г. начало свою деятельность «Казанское Общество Трезвости» (КОТ), поставившее целью «противодействовать употреблению спиртных напитков среди населения гор[ода] Казани и для сего помогать нуждающимся членам советами, материальными средствами и приисканием занятий». В более же широком смысле цель нового общества формулировалась как «отрезвление русского народа, выяснение и указание ему истинного пути жизни».(27) Цель и принципы, провозглашённые КОТ (в том числе, полный отказ от употребления алкогольных напитков), оказались широко востребованы в обществе.

Однако, согласно некоторым сведениям, ещё за несколько лет до создания КОТ в селе Богородское уже действовало своё собственное трезвенническое общество.

Возможно, это была первая в Казанской губернии общественная организация подобного рода.

Так, в опубликованном в № 5 за апрель 1904 г. журнала КОТ «Деятель» «Отчёте Комитета Богородского отдела Казанского Общества Трезвости за 1903 год», сообщалось, в частности, что:«Отдел выступил на борьбу с пьянством в 1889 году как самостоятельное общество трезвости по благословению в Бозе почившего Архиепископа Казанского Павла и только в 1893 году присоединился к Казанскому Обществу Трезвости, дабы с ним удобнее было вести предпринятое дело».(28)

 ДПЦ  

Школа церковного пения

приглашает все желающих любого возраста. Занятия проводятся бесплатно. Тел. для записи: 238-53-62.